«Покажи мне свой чемодан, и я скажу, кто ты», – немного самоуверенно говорил Гастон-Луи Вюиттон, внук основателя компании Луи Вюиттона, в 1921 году выпустивший книгу Voyage iconographique autour de ma malle («Иконографическое путешествие вокруг моего чемодана», не без намека на знаменитое произведение Ксавье де Местра «Путешествие вокруг моей комнаты»).
К тому времени Гастон-Луи уже был знатным кофрокартистом — коллекционером гостиничных наклеек на чемоданы. И ему был понятен тайный язык швейцаров. По одному только чемодану швейцар мог узнать о клиенте все — вплоть до того, сколько чаевых он ему оставит. Ничего сверхъестественного — посредством наклеек швейцары роскошных отелей по всему миру сообщали друг другу об особенностях путешественников.
Стикер, расположенный, например, около ручки чемодана, означал «очень щедрый клиент». Наклейка в верхней части узкой и короткой стенки – «новичок, без привычки к путешествиям». Она же в нижней – «ну достал!». Швейцары, естественно, не торопились выдавать свои секреты широкой публике, поэтому книга Вюиттона заставила не одного путешественника нервно оглядеть свои чемоданы в поисках предательских наклеек.
Сувениры
Точно назвать дату появления этих рекламных стикеров невозможно. Это произошло где-то в середине XIX века. Развитие железных дорог в Англии и появление первого турагентства – «Конторы Томаса Кука» (да-да, той самой: «Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука и вы захотите увидеть мир...») – привели к возникновению более массового туризма, чем традиционные grand tour для аристократических недорослей конца XVIII века.
Путешественники любят демонстрировать свои трофеи, на этом и сыграл первый неизвестный изобретатель стикеров. Несмотря на развитие туризма, путешествия оставались уделом избранных, но как продемонстрировать всем, что ты объездил много стран, если магниты на холодильник (да и сами холодильники) еще не изобрели? Счастливчики ревностно оберегали свои лейблы, подклеивая отрывающиеся уголки.
Самые первые наклейки появились в grands hotels – их владельцы для пущего шика заказывали гравировальные доски с изображением своей гостиницы, эти оттиски украшали всю бумажную продукцию – от рекламных буклетов до счетов. На самой старой из имеющихся в распоряжении коллекционеров наклейке изображен брюссельский Grand Hôtel de Dunkerque & Bains Léopold на улице Trois Tétes. В Брюсселе уже давно нет ни самого отеля, ни даже улицы, на которой он был расположен, но благодаря рекламному чутью его владельца мы точно знаем, как он выглядел.
Первые наклейки были черно-белыми, но довольно быстро владельцы отелей начали добавлять цвета – золотой, розовый, синий, зеленый. Обычно черно-белое здание отеля художник украшал затейливой цветной рамкой, где было написано название отеля и его адрес. Другой тип наклеек – графичные, чаще всего эллипсы, с крупно напечатанным названием гостиницы и города. Многие отели, заигрывая с аристократией, заказывали наклейки в виде гербовых щитов. Затем мощный ветер ар-нуво проник даже в дизайн чемоданных стикеров. По наклейкам легко проследить, как одни художественные течения приходили вслед за другими, как завитушки ар-нуво сменились графичными узорами ар-деко.
Belle Époque
История путешествий начала ХХ века, в золотой век туризма, когда путешествие еще было настоящим приключением, когда до Азии добирались несколько недель, из Парижа в Стамбул ездили на Orient Express, а в Нью-Йорк отправлялись на роскошных круизных лайнерах вроде Queen Mary, нашла свое отражение в книге Франциски Маттеоли World Tour. Более 800 чемоданных наклеек из коллекции Гастон-Луи Вюиттона вперемешку с архивными фотографиями и открытками приглашают читателя в путешествие вокруг света, но не за 80 дней, а с 21 остановкой.
В каких гостиницах жили космополиты столетней давности на Ривьере, на лыжных курортах Шамони, Церматта или Санкт-Морица, во время «культурных вояжей» в Афины и Рим? Постепенно количество направлений увеличивается, курорты множатся. Легендарные дворцы и отели на краю света притягивают клиентов, жаждущих экзотики, покоя или роскоши. И чемоданы рассказывают о путешествиях своих хозяев в Марракеш, Асуан, Нью-Йорк. Названия легендарных отелей – Mamounia, Bristol, Angleterre, Barbizon-Plaza – звучат как музыка, а облепленный наклейками чемодан становится партитурой.
Конец прекрасной эпохи
Но как развитие одних средств передвижения породило эти небольшие pieces of art, так распространение других видов транспорта убило их.
В 1936-м во Франции, а затем в Бельгии и нескольких других странах был принят закон об оплачиваемом отпуске. Вследствие этого резко увеличился спрос на менее роскошные гостиницы. Впрочем, новая порода туристов тоже была не прочь украсить свои чемоданы. К тому времени все владельцы отелей осознали рекламный потенциал стикеров: совершенно бесплатно путешественники возили по миру на своих чемоданах рекламу их гостиниц, и после Второй мировой войны типографии не успевали печатать эти лейблы – каждый захудалый постоялый двор считал себя обязанным прицепить свое имя на багаж клиента. Дизайн они иногда «одалживали» у своих более роскошных старших собратьев, а иногда заказывали явно местным художникам (эти образцы «наивного искусства» тем не менее тоже заслуживают внимания). Увы, как любое искусство, став массовым, оно перестало быть искусством. Да и эра неспешных путешествий закончилась. Пришла эпоха самолетов с ее автоматизмом и безответственными грузчиками – стикеры выдерживали не более двух-трех перелетов.
Несколько лет назад в Польше попытались возродить традицию. Совет по туризму заказал известному художнику Анджею Понговскому изображение Кракова с надписью «Краков навсегда останется в моем сердце». Выпустили по четыре тысячи наклеек на польском и английском языках, раздавали почти во всех отелях и хостелах города, но, несмотря на талант художника, от них веяло подделкой...
Источник
А мы недавно собирали маркетолога Hotellook в дорогу, снабдив его наклейками, которые наш дизайнер нарисовала в стилистике того времени. Теперь он катается по миру с таким ноутом